Детский сад "УМКА" Музыкальный руководитель Разгон Екатерина Вафеевна Адрес: Карпинск, ул. Луначарского, 96
Мониторинг определения результативности работы по патриотическому воспитанию дошкольниковМониторинг определения результативности работы по патриотическому воспитанию дошкольников Для мониторинга результативности работы по патриотическому воспитанию дошкольников предлагаются использовать следующие педагогические диагностики. Диагностический блок представляет собой три этапа изучения детей: I. Изучение предпосылок для усвоения предлагаемой информации. II. Отслеживание промежуточных результатов усвоения информации данной направленности. III. Анализ и оценка заключительных результатов усвоения. На первом этапе проводится изучение предпосылок необходимых для усвоения патриотической тематики. Проводится комплексная диагностика психофизического развития каждого ребенка, а также определяется уровень сформированности знаний о явлениях общественной жизни у детей. На втором этапе диагностики осуществляется текущее изучение результатов усвоения предлагаемой информации. Определяется соответствие информированности детей возрастным нормативам; cамостоятельность и заинтересованность в получении новых знаний; обучаемость, т.е. уровень принятия помощи, ориентировка на образец, способ действия. Оценивается поведение ребенка в ходе различных видов деятельности: экскурсий, рассматривания иллюстраций, фотографий, бесед, игр, занятий, праздников и развлечений. Определяется уровень адекватности, воспитанности, т.е. проявления отрицательных или положительных чувств, позитивного или негативного отношения к окружающим людям, к себе, к Родине. Третий этап – итоговый, в ходе его оценивается динамика развития ребенка, уровень усвоения им информации данной направленности. Патриотизм предполагает гордость за достижения своей страны; интерес к информации, связанный со всеми сторонами жизни общества и страны – создает базу для развития и проявления патриотизма. Теоретической и методологической базой данного проекта является учение В.П. Беспалько о том, что основой усвоения знаний является активная мыслительная деятельность, направляемая педагогом. Процесс учебного познания складывается из нескольких этапов. Первым из них является восприятие объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств. Этап восприятия сменяет этап осмысления, на котором происходит усмотрение наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений. Следующий этап формирования знаний предполагает процесс запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации. Затем процесс переходит в этап активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств и отношений. Процесс усвоения знаний завершает этап их преобразования, который связан либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания. Таким образом, знание проходит путь от первичного осмысления и буквального воспроизведения, далее к пониманию; применению знаний в знакомых и новых условиях; оцениванию самим ребенком полезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первом этапе, то их роль для развития невелика, а если ребенок применяет их в незнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственного развития. В.П. Беспалько разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебной информации. (рис.1, таблица 1)
Рисунок 1. Уровни усвоения предлагаемой информации Таблица 1. Характеристика уровней усвоения информации (по В.П. Беспалько)
Упомянутые критерии и уровни усвоения знаний нашли широкое применение в педагогической практике и в научных целях при оценке качества усвоения знаний. А также в методологии построении данного проекта. В ходе диагностики используются следующие методы изучения детей: 1. Наблюдение. 2. Беседа. 3. Анализ результатов обследования. Педагогическую диагностику проводят воспитатели. Они используют разговорно-описательную беседу. Общение во время беседы должно проходить индивидуально с каждым ребенком, в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого. Основные требования к беседе: - беседа проводится с опорой на наглядность; - убедиться, что ребенок понял поставленный вопрос; - предложить поиграть; - эмоционально поддерживать ребенка (хвалить, улыбаться); - положительно реагировать на все ответы, даже ошибочные; - фиксировать первый ответ, а не результат подсказок; - в случае непонимания, объяснить смысл задания на аналогичном речевом материале; - при признаках утомления позволить ребенку отдохнуть. Предлагается примерное содержание бесед.
«Что такое Родина?» (с использованием метода «Незаконченное предложение»)
1. Что такое Родина?
2. Что такое малая Родина?
3. Как называется твоя Родина?
4. Как называется твоя малая Родина?
5. Какие чувства ты испытываешь к Родине?
6. Что значит «любить свою Родину»?
7. Что значит «защищать свою Родину»?
8. Какой должна быть твоя Родина?
9. Чем ты можешь быть полезен своей Родине? Для своей Родины я могу …
Рисунок 2. Статистические данные, полученных результатов детского тестирования «Государственные праздники. Государственная символика» (с использованием метода «Незаконченное предложение») 1. Какие государственные праздники ты знаешь?
2. Какого числа наша страна празднует свой День рождения? Свой День рождения Россия празднует … 3. Кто управляет нашей страной?
4. Какие символы государства ты знаешь? Перечисли их. Государственные символы … 5. Какие символы есть у нашего города? У нашего города есть … 6. Какие символы есть у нашей области? У нашей области есть …
«С чего начинается Родина?» (с использованием метода «Интервьюирование»)
1. Какие цвета есть на флаге нашей Родины? 2. Что изображено на гербе нашей страны? 3. Столица нашей Родины? 4. Какие праздники отмечают только в нашей стране? 5. Какие народные сказки ты знаешь? 6. Какие обитатели наших лесов тебе известны? 7. В каком городе ты живешь? 8. Как зовут твоих бабушек и дедушек, папу и маму? 9. Когда у них дни рождения? Рисунок 3. Статистические данные, полученных результатов детского тестирования Использование дидактических игр и пособий для определения уровня сформированности знаний дошкольников
Викторина «Мы живём в России» направлена на развитие всех познавательных процессов, расширение и углубление предметных знаний.
Издательство: Степ Пазл, 2010 г. Серия: Твой кругозор. Учебные игры Настольная игра «Государственные символы России»,производитель игры: Радуга Настольная игра содержит методический материал для занятий родителей и педагогов по воспитанию патриотизма у детей. Игра предлагает детям увлекательные занятия по складыванию пазлов и раскрашиванию карточек, в процессе которых дети смогут запомнить, как выглядят государственные символы России. ЛОГИКО малыш издательский дом «Зимородок» В планшет вставляются карточки. С помощью цветных подвижных фишек ребенок отвечает на поставленные в карточках вопросы и может самостоятельно проверить правильность ответов. Карточки могут разрабатываться и изготавливаться самими педагогами по необходимой тематике. В ходе игры-диагностики используется принцип данной методики Результаты, полученные в ходе мониторинга На первом этапе изучения предпосылок необходимых для усвоения информации патриотической направленности среди детей 5-7 года жизни были сделаны следующие выводы. Большинство детей показали низкий и средний уровни развития нравственно-патриотического воспитания. Дети путаются в понятиях большая и малая Родина, некоторые ребята не знают название страны и города, в котором они живут. Многие ребята не знают, что такое достопримечательность, и какие есть улицы в нашем городе. Большие затруднения вызывают названия народных и государственных праздников, народных игрушек, сказок. В ходе итогового этапа оценивалась динамика развития ребенка, уровень усвоения им информации данной направленности. Диагностика показала следующее: уровень сформированности патриотических чувств значительно повысился и составил – 60,8 % - высокий, 39,2 % - средний. Анализируя данные исследования, мы убедились, что программа может быть актуальна не только для нашего детского сада, но и для других ДОО, интересующихся проблемой повышения качества образования. Успешному повышению качества образования способствуют методы развивающего обучения, модернизация образовательного процесса, уход от традиционной модели обучения, использование современных технологий и инноваций.
Используемая литература: Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников, МЦГЛ, 2004. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Изд-во Педагогика, 1989. -192 с. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России, подготовительная группа, Москва, 2008. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, Москва, 2009 . Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
7 июня 2018 в 11:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.