Детский сад "УМКА" Музыкальный руководитель Разгон Екатерина Вафеевна Адрес: Карпинск, ул. Луначарского, 96

Педагогические условия и методы развития детского творчества в музыкальной деятельности

Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей. Выступая специфическим видом человеческого мышления, музыка несёт основную функцию - функцию человеческого общения. В данном ракурсе истинная роль и назначение музыки заключено, как пишет Л. С. Выготский, в "уравновешивании организма со средой". В этом контексте обоснованным выглядит основной тезис педагогики музыкального образования последних десятилетий: "Урок музыки - урок искусства". Это предполагает доминирование на таких уроках духовно-практического, творческого, индивидуального отношения человека к миру, что делает авторитарный подход и соответствующие ему методы обучения неприемлемыми. Формирование такого отношения возможно в условиях воспитания творчеством, т. е. организации художественной деятельности детей как триединства слушания музыки, её исполнения и создания.

Коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на разных этапах его развития - как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызвать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком. Этим обосновано преобладание интегрированных методов обучения, представляющих собой специфический сплав общепедагогических и специальных методов музыкального обучения и воспитания. Приобщение к искусству, музыкальное обучение – очень индивидуальное  занятие, связанное с неповторимым самоопределением личности. А потому путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. Как известно, творчество не появляется на пустом месте, чтобы им заниматься ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности.

Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей.

Постоянный поиск ответов на вопросы, возникающие в ходе работы по музыкальному воспитанию детей,  подталкивал к знакомству с различными методиками и практиками коллег и исследователей. Методики и разработки Т.Боровик, А.Бурениной и Т.Сауко, Т.Тютюнниковой, О.Радыновой, М.Картушиной, и других авторов, постоянное чтение и изучение профессиональных периодических изданий «Музыкальный руководитель», «Обруч», «Дошкольное воспитание» – все это, несомненно, оказалось для меня очень интересным и полезным, расширило профессиональный кругозор и нашло отражение в практической деятельности. В технологиях этих методик очевидны:

- тесная взаимосвязь возрастной детской психологии развития и учебно-музыкальной деятельности;

- разработанная Т. Боровик практика теории интонационной природы музыки;

- идеи элементарного музицирования К. Орфа;

- предоставление музыкальному руководителю возможности искать свой собственный стиль работы, видоизменять методические пристрастия, экспериментировать в музыкальной педагогике и радовать себя общением с детьми и музыкой.

Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества.

Наглядные и наглядно-слуховые.

Показ: приёмов исполнения, картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, графического изображения.

Качественное исполнение музыкальных произведений.

Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении. 

c5323aa1107f92326e44bf545fdf448a.jpg

Словесные.
Метод целостного восприятия.

Образный короткий рассказ о музыкальном произведении.

Беседа.

Пояснение.

Вопросы, направленные на указания к исполнению.

Синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии.

Метод целостного восприятия музыкального произведения - один из основных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста. Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.

Выдающиеся музыканты и педагоги, как Б.Л. Яворский считал, что детям свойственно целостное восприятие искусства, что синтез музыки и литературы обогащает музыкальное восприятие, развивает эмоциональную сферу ребёнка. Д.Б. Кабалевский говорил, что нужно учить "видеть музыку" и "слышать" живопись.


Развитие творческого мышления и воображения.

Элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Синектика (аналогии).

Для выражения чувств, определения характера музыкального произведения, его жанра используют символическую аналогию. Таким образом, детей учат линиями выражать своё отношение к музыке. Для этого каждому ребёнку следует пользоваться планшетами с карандашами.

Если произведение нежное, мягкое, то дети изображают его круглыми, мягкими линиями, а если музыка бодрая, резкая, печальная - острыми линиями. Линии взрослый и дети придумывают сами.

ММА (метод морфологического анализа).

Воспитатели, работая с детьми, сочиняют новую сказку, выбирают лучшую. Моя работа состоит в том, чтобы ознакомиться с новой сказкой, подобрать музыкальное сопровождение, костюмы и атрибуты.

МФО (метод фокальных объектов).

Методом фокальных объектов (МФО) мы придумываем разные занятия. Например, "Белое занятие", где речь шла о зиме. Подбираем по желанию детей пьесы для слушания с зимним сюжетом, песни о зиме, хороводы, игры. Примерные занятия проводим и по другим временам года или "Сердечное занятие" - связано с подготовкой к 8 Марта.

ММЧ (моделирование маленькими человечками).

Используя метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), можно говорить детям, что ноты - это маленькие человечки и каждая из них имеет своё имя (до, ре, ми), и когда они сливаются, появляется красивая мелодия. ММЧ применяют при определении жанра музыки, её характера.

Игры на развитие диалектического мышления: "Хорошо - плохо", "Наоборот"

Работа со сказкой.

Игровые

Музыкально-дидактические игры на развитие сенсорных способностей.

Творческие задания.

Немаловажное значение имеют игровые методы. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, при прослушивании П.И. Чайковского "Болезнь куклы" можно предлагать детям изобразить жестом, мимикой сочувствие больной кукле.

Метод элементарного музицирования.

Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения.

Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др.

Участие в шумовом оркестре.

Метод элементарного музицирования даёт возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребёнком, создавая условия для развития творческих способностей.

Данные методы способствуют формированию творческой личности.

Задача музыкального руководителя вывести детей за рамки их конкретного чувственного опыта в мир художественного воображения и ассоциаций, используя для этого выразительные средства музыки, пластики, поэзии и изобразительного искусства.

Таким образом, варьирование методических приемов на музыкальных занятиях позволило повысить эффективность процесса обучения. Возросла активность детей на занятиях, что проявилось во всех видах музыкальной деятельности.

Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.

7 июня 2018 в 14:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.